Терапия созданием творческих произведений

           Методика способствует выяснению духовной индивидуальности и, значит, своей дороги к людям, к со­зидательной, целебно-осознанной деятельности — создани­ем творческих произведений. Существо методики — в беско­нечном творении себя самого в том смысле, в каком Сартр сказал: "Меня породили мои писания".

           Творческие произведения могут быть художественными и научно-техническими. В произведении научного творчества светится прежде всего, порой восхищающая, особенность мысли. Научную мысль ученые новых времен могут уточнять, исправлять, дополнять в соответствии с новой ступенью раз­вития науки. По мере этого личностная особенность ученого все менее видится в этих измененных уже формулировках. Но произведение художника (наскальное изображение охоты на мамонта или чеховский рассказ) не исправляется и не дополняется последующими творцами, поскольку в нем живет вся личность автора и прежде всего самобытное переживание, важное во все времена человечества независимо от количества знаний, уровня развития науки. В отношении своих пе­реживаний (но не научных достижений!) люди разных эпох остаются близки друг к другу. Так, современный веселый сангвиник-гурман испытывает богатое созвучие с героями Рабле, а шизотимный сегодняшний поэт — со своим древнеегипетским собратом. Художественное творчество (искусство) есть творение своего личностного пере­живания, передающегося людям, воспринимающим это творчество. Л. Н. Толстой пишет: "Как только зрители, слушатели заражаются тем же чувством, которое испыты­вал сочинитель, это и есть искусство". Конечно, худож­ник способен "заразить" переживанием преимущественно тех, кто личностно созвучен ему, в ком он находит отзвук. В "заражении" авторским переживанием во имя прогресса, добра, красоты состоит общественная значимость художе­ственного творчества.

          Создание творческих произведений — естественный челове­ческий вездесущий процесс. А. П. Платонов заметил об искусстве: "Искусство, как потение живому телу, как движение ветру, — органически присуще жизни". Как в свое время принимали научно-лечебные формы такие душевные движения, как вну­шение и разъяснение-убеждение, так в наше время в научно-лечебные приемы претворяется творчество. Наряду с работой гениев и талантов есть творчество обычных людей, также выка­зывающее их особенное душевное, духовное движение. Посто­янно следует подчеркивать пациентам, что не в мастерстве наше лечебное дело, а в способности сделать что-то по-своему. Сде-ланное нравственно по-своему уже само по себе бесценно, а есть ли это истинное произведение искусства или науки — это уже другой вопрос. Чтобы прочувствовать сказанное, надо, например, "погрузиться" в трехтомник "Манъёсю (Собрание мириад листьев)". Это короткие японские поэтические произведения раннего средневековья, созданные сотнями авторов и главное не только известными поэтами, правителями, но пограничными стражами, рыбаками, землепашцами и другими простыми людьми, общавшимися между собой через поэзию. Творческая индивидуальность может звучать и в поисках чарующих предметов дикой природы. Просто найденный, выбранный из других камней камень может оказаться высоким произведением искусства. Творец "производит" этот предмет искусства одним своим выбором, т. е. способностью ощутить созвучие с формами и красками камня и через него (этот камень) показать людям свое переживание. Создание творческих произведений распрост-раняется до самовыражения в вязании салфеток и в заварке чая.

 


          Общие терапевтические "механизмы"методики

 

          1. В дефензивных переживаниях как бы природой заложен ключ к лечению в виде стремления (нередко боязливого) к творчеству. Тот, кто хронически охвачен тревожными переживаниями, "размывающими" индивидуальность, обычно испытывает целительную потребность изобразить свои пере
живания, дабы опереться на определенность, ощутить себя.Психастеник делает это нравственно-реалистически, а малопрогредиентно-шизофренический дефензивный пациент — нередко абстрактно-фантастическими средствами.

          2. Лишь в редких случаях художественное творчество становится новой профессией пациента, но обычно пациент,продолжая работать в своей далекой от искусства и науки профессии, живет теперь одновременно уже и новыми целебно-творческими нравственными переживаниями, оживляющими его всего, способствующими творчеству и в профессиональной работе.

         3. Отчетливее чувствуя себя в процессе творческих занятий самим собою, пациент нередко даже свою нелюбимую прежде работу начинает делать теперь также по-своему, а значит, с радостью

 

         4. По-новому, нравственно по-своему общается теперь пациент с людьми, делаясь этим интереснее, нужнее людям. В. А. Сухомлинский учил младших школьников писать сказки, миниатюры о природе также не для того, чтобы сделать из них писателей. Он заботился таким образом о формировании, строительстве живой личности, чуткой к природе, людям, добру.

         5. Застенчивый пациент, создавший конкретное творческое произведение, уяснивший нравственно-психологические особенности-ценности своего творчества, поверит, что он — не ничтожество, особенно когда так спорят в группе оего рассказе или слайде.

          6. Пациент, осознавший общественную полезность своего творчества, испытывает особенную целебную наполненность жизнью: он теперь в полной мере живущая, созидающая личность.