Материалы к занятиям ТТС
Е. А. Добролюбова, медицинский психолог ПКБ №12 г.Москвы,
В.В.Кошелев, психиатр-психотерапевт, заместитель главного врача по клинико-экспертной работе ПКБ №12 г.Москвы
Медицинский психолог и психиатр-психотерапевт делятся многолетним опытом работы по методу Терапия творческим самовыражением (ТТС) в 12-й Московской психиатрической больнице.
ТТС – это клиническая терапия духовной культурой, отечественный естественнонаучный метод, созданный М. Е. Бурно и разрабатываемый им и его последователями в России и за рубежом около 40 лет. ТТС опирается на клиническую картину болезни, на природную основу души, прежде всего – на характер пациента. Авторы предлагают материалы для групповых занятий в ТТС, посвященных изучению характеров людей.
Ключевые слова: клиническая психотерапия, Терапия творческим самовыражением в психиатрии, характеры людей.
Терапия творческим самовыражением (ТТС) – это отечественный клинический психотерапевтический метод, созданный М. Е. Бурно и разрабатываемый им и его последователями в медицине (не только в психиатрии) и во многих гуманитарных областях в России и за рубежом около 40 лет. Клинический – то есть естественнонаучный, опирающийся на клиническую картину болезни, на природную основу души, не стремящийся переделать природу, а помогающий ей.
ТТС помогает пациентам (прежде всего дефензивным – то есть робким, застенчивым, нерешительным, стеснительным, тревожным, сомневающимся, склонным испытывать чувство вины) и здоровым людям с дефензивными трудностями стать самими собой, найти свое (творческое) место в жизни в соответствии с их природными особенностями. Творческий стиль жизни, частое в нем творческое вдохновение (а оно и есть ощущение себя самим собой) позволяют войти в «экзистенциальную ремиссию», почувствовать себя «духовно здоровыми» многим даже тяжелым душевнобольным. Все дефензивы имеют – больший или меньший – творческий потенциал. Творчество – это единственное дело, в котором можно быть собой вполне.
Чтобы стать собой, нужно прежде всего узнать, понять, прочувствовать основу своей неповторимости – свой тип характера, особенности своей душевной патологии. Поэтому важнейшим звеном ТТС является изучение характеров людей. Речь идет о классической характерологии, которая создавалась многими учеными школы, ведущей начало от Гиппократа. Рамки нашей статьи не позволяют дать полноценное описание каждого характера, так как невозможно свести его к формуле, а необходимая для верного представления полнокровная картина, требующая примеров из жизни, займет слишком много места; лучше почитать первоисточники, это прежде всего: Суханов С. А. [13], Кречмер Э. [14], Ганнушкин П. Б. [15], Леонгард К. [16], Личко А. Е. [17], Бурно М. Е. [3].
Мы предлагаем материалы к нескольким групповым занятиям, посвященным характерологии, - занятиям из цикла «Как я написал бы человека (написал бы кистью или пером)».
Методические разработки занятий в ТТС «разбросаны» по нескольким изданиям. Больше всего их в «Практическом руководстве по Терапии творческим самовыражением» (М., 2003), в брошюре «Применение метода терапии творческим самовыражением в работе психолога» (Новокузнецк, 2006) и в 8-м номере журнала «Психотерапия» за 2005 год. Понятно, что каждый психотерапевт, работающий в ТТС, предлагает «свои» (отражающие его характер, его индивидуальность) темы и материалы к ним. И все же есть проверенная методическая «корзина», она опубликована в «Программе курса подготовки психотерапевтов к работе по методу “Терапия творческим самовыражением” в рамках Образовательной программы ППЛ для получения Европейского Сертификата Психотерапевта» и предлагает – в качестве обязательных – 108 тем. На сегодня психотерапевты, психологи, педагоги, другие гуманитарии, работающие в ТТС, имеют лишь более 30 опубликованных «конспектов» занятий. Вот некоторые из них (см. также «Литературу» в конце статьи):
Баянова Е. В. «Поиск одухотворенности в повседневном» [10];
Гилева Т. А. «Характер Сергея Есенина и характер Ярослава Гашека» [2]; «Жизнь и творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина» [8];
Канарш Г. Ю. Особенности поиска смысла в мире полифониста и аутиста» [10];
Манюкова Е. С. «Никалоюс Константинас Чюрленис. Полифонический характер» [2];
Павлова Е. А. «Марс и Венера» [2];
Протасова Л. Д. «Крапива и Яснотка», «Изучение характеров на примере Клубники и Земляники», «Нарцисс и Кипарис», «Зарисовка о людях и собаках», «Шишкин и Куинджи», «Знакомство с особенностями печального синтонно-реалистического характера Федора Васильева через проживание его картин и моментов его биографии» [2];
Протасова Л. Д., Гилева Т. А. «Цветок по имени Незабудка» [8], «“Цветочная поляна”, мастерская для детей и подростков» [10];
Руднев В. П. «Апология истерического характера» [2];
Селиванова Л. А. «Хокку» [10], «Кола Брюньон (“Жив Курилка”. Ромен Роллан)», «Египет, Рим, Греция (Мироощущение), «Ван Гог» [8];
Сосновская К. Ю. «Понятие полифонии, Мир переживаний шизофреника», «Мое восприятие инакости других сообразно моему характеру», «Одиночество», «Камни» [2];
Холопенко Н. А. «Антуан де Сент-Экзюпери» [10];
Шихова Т. Ю. «Смешное в творчестве писателей с разными характерами» [2] , «Нико Пиросмани. Жизнь и творчество», «Одиночество. В. Брюсов», «Жизнь и творчество Игоря Северянина», «Жизнь и творчество Николая Петровича Крымова» [8].
Конечно, каждое занятие – это творческое произведение психотерапевта, поэтому содержит взгляд своего автора. Но, во-первых, как всякое настоящее творчество, оно имеет самостоятельную ценность (индивидуальность всегда способствует становлению, развитию другой индивидуальности), во-вторых, весьма ценен материал, кропотливо собранный из разных, порой редких, источников профессиональной душой, живущей в ТТС, и бывает жалко, когда его судьба – звучание на одном-единственном вечере в группе. Думается, Терапии творческим самовыражением стоит собирать папку-книгу таких методических разработок, и верится, что она станет продолжающимся изданием.