Терапия ведением дневника и записных книжек
Некоторые терапевтические "механизмы"методики
1. Пациент претворяет свое аморфное душевное напряжение в четкое описание (записывая, как все точно было на самом деле), смягчаясь обретенной определенностью. Это поначалу доступнее многим, чем писание рассказа, очерка.
2. Для многих целебно краткое записывание даже одних только фактов жизни. "Здесь помогает уже сама техническая сторона дела, — отмечает С, 49 лет. — Записал, какая вчера была погода, кого встретил, какой смотрел фильм, и уже тверже почва под ногами. Жизнь была, и я был в этой жизни. А иначе кажется, что вчера ничего и не было". Записывание обыденных фактов может благотворно приземлять "уходом от тягостных переживаний к естественной простоте мира" (как сказал в группе 30.04.1987 г. Ф., 61 года). С, 43 лет, так выразил это в своих дневниковых записях в тяжелые, субдепрессивные дни: "Поужинал. Свежие огурцы, печенка, чай с бутербродом с маслом, колбаса московская. Дневник закончил заполнять в 21.15. Самочувствие лучше, чем вчера" (16.02.1984 г.). Подобным образом целебно приземляет общение с произведениями живописи, скульптуры, несущими в себе подробную чувственную реалистичность и даже известную фотографичность-натуралистичность. К таким произведениям время от времени тянутся даже некоторые склонные к тонкой символике шизоиды, дабы не оторваться от земли.
3. В записной книжке, в дневнике возможно более или менее стройно выразить тягостные запутанные переживания, например, в связи с каким-то событием, недоразумением и глубже, таким образом, разобраться в том, что произошло, как к чему относиться и как теперь поступить. Это,
в сущности, неторопливая внутренняя самобеседа через записывание, помогающая усмотреть главные противоречия, "узлы" своей жизни, "распутать" их.
4. Дефензивные пациенты нередко пишут дневник в записную книжку, и такая книжка в кармане становится близким другом. Всегда возможно с ее помощью попытаться объяснить себе, что произошло, что надо бы сделать в трудной ситуации или отчетливо выразить то, с чем категорически не согласен, и тогда легче становится. Наконец, возможно шутливой, иронической записью приподнять свой дух.
5. Многие пациенты разъясняют себе в дневнике, в книжке даже существо своей бурной радости, чтоб не потерять в ней голову.
6. Для душевной собранности иногда важно выписать в дневник какое-то место из книги, газеты, заметить что-то для памяти.
7. Записи в дневник помогают запомнить, закрепить и затем окинуть взглядом то важное, светлое, что произошло в прошлом. Этими записями страдающий тягостными расстройствами настроения пациент "держится" за свое прошлое, возвращается к нему от болезненного чувства, что прошлого не было, не будет и будущего, есть только настоящее, неизбывное страдание.
8. Книжка, дневник-тетрадь помогают справедливо осудить себя, дать себе нравственный совет, задание.
9. Книжка — терпеливый друг: дни и месяцы можно в нее не писать, но ощущать ее "готовность", "преданность" и вдруг снова что-то записать.
10. От терапии дневником, записной книжкой идут нити к терапии созданием творческих произведений (записи к будущим рассказам — сюжеты, интересные выражения, фамилии и т. д., подписи к будущим фотографиям, наброски к будущим картинам), к терапии научным творчеством, творческим общением с природой, литературой, искусством, наукой, к терапии проникновенно-творческим погружением в прошлое и т. д.
11. Иные записи помогают ярче ощутить живую жизнь, закрепить в себе ее свежесть, взволнованно увидеть необычное в повседневном (терапия творческим поиском одухотворенности в повседневном). Дефензивные пациенты с блеклой чувственностью, рассеянностью нередко так "настраиваются"
записывать, что постоянно "высматривают" вокруг это оживляющее, дабы "спрятать" в книжку и потом перечесть. Дневник, записная книжка помогают таким образом влюбляться в жизнь как это звучит, например, у Бианки: "Сейчас в мою чашку с молоком, когда я подносил ее к губам, упал цветочек незабудки из букета,—и как же это нежно-весело: голубое в белом, и в голубом — чуточный желтый глазок".
12. Многие пациенты рассказывают, что, испытав какие-то яркие, сложные ощущения, настроения, они не хотят потерять их и записывают в дневник, чтобы сохранить и еще вернуться к ним. Так же хочется порой оставить испытанные интересные ощущения в фотографиях, рисунках.