Об общественной ценности дефензивных людей
Бурно Марк Евгеньевич
Мой дед, Иосиф Антонович Бурно,
прядильный мастер, правнук наполеоновского
солдата, раненного и оставшегося в России,
был убеждён, что миром должны править
большие учёные и писатели.
Существо отечественного психотерапевтического метода-школы «Терапия творческим самовыражением» [1-7] — помочь дефензивному человеку стать неповторимо-творческим собою, сообразно своей природе, посильно изучая эту природу в разнообразном творческом самовыражении, — и, прежде всего, природу своей души. Для этого желательно, но необязательно, изучать классическую характерологию. Можно, например, работая с детьми, знакомить их с характерами животных из народных сказок. Сердитый, прямолинейный и в то же время примитивно-доверчивый Волк, сунувший свой хвост, по совету Лисы, в прорубь для ловли рыбы... Хитрющая притвора Лиса... И т. д. Всё это необходимо для трезвого понимания происходящего вокруг и для поиска своей неповторимой творческой жизненной дороги, быть может, — тропинки. Но и тропинки, по возможности, общественно-полезной, даже в случае тяжёлой инвалидности.
ТТС бесконечно разнообразна в своём практическом применении. Например, помогаю психастеническому педагогу-словеснику, который долгие годы мучился, без оснований, тревожными сомнениями, — нет ли у него шизофрении. Как же ему с шизофренией дальше жить? Может быть, нельзя жениться — родятся больные дети. Может быть, нельзя кофе пить, а то ещё галлюцинации пойдут. И т. д. Конечно, здесь психотерапевтическая работа часто сложна, трудоёмка — с психотерапевтическим чтением научных книг, творческим общением с психастенической и шизофренической живописью, в сравнении, с анализом собственных рисунков. А то и познакомлю этого педагога в психотерапевтической группе с больными шизофренией, чтобы отчётливее усмотрел разницу в переживаниях, в творчестве. Осознал себя психастеником — и притом неповторимым в сравнении с другими психастениками. Другой, шизофренический, пациент, изучив, прочувствовав свою, полифонически-шизофреническую, творческость (креативность), её особую, философически-трагедийную, силу, уже и не хочет с ней расставаться, а вместе с ней и со всей своей болезнью, готов терпеть болезнь, смягчаемую незаурядным творчеством. Или моя диссертант, онколог и психотерапевт, самоотверженная Татьяна Витальевна Орлова в паллиативном онкологическом отделении, помогает своим больным женщинам легче и светлее уйти из жизни (им жить-то осталось 2-3 месяца). Татьяна Витальевна просит каждую из женщин, ослабленную, уставшую от болей, дискомфорта, лежащую в постели, — просит сравнить в репродукциях две картины художников с разными характерами. Картины (чтобы не напрягаться) знакомы больным со школьных лет, из учебников. Например: «Алёнушка» Васнецова и «Водоём» Борисова-Мусатова. Что ближе, созвучнее? С каким художником легче было бы общаться, с кем бы скорее поняли друг друга? Как бы сама рисовала, если б могла. Предположить, установить, хотя бы немного почувствовать это в сравнении возможно лишь движением своей души-индивидуальности, а это и вызывает в душе свет. Свет — это когда делаешь, переживаешь что-то по-своему, это сравнивающая индивидуальность наша светится в своей работе. Это творческое вдохновение, светлая встреча с собою, несущая в себе Любовь, Смысл. Некоторые из этих несчастных от болезни, ослабленности женщин, несчастных от нередкой у нас механически-замотанной женской жизни с малотворческой каждодневной работой и постоянной напряжённостью утомительным для многих дефензивных домашним хозяйством, трудными отношениями с близкими, — некоторые из этих женщин говорили в процессе таких занятий доктору: «Вы знаете, мне кажется, что я только сейчас и начала по-настоящему жить, по-своему жить душой».ТТС во многих больных и здоровых случаях с хроническим переживанием своей неполноценности помогает обрести своё целительное мироощущение, мироощущение, свойственное своей особенной природе, помогает осознать и почувствовать свои душевные ценности.
По своей картине личное одухотворённое мироощущение пациентов и здоровых (акцентуированных) дефензивов чаще складывается, осознаётся в ТТС как разнообразно-идеалистическое у людей с аутистической (замкнуто-углублённой) природой души или как разнообразно-материалистическое. Например, последнее — у людей психастенических (тревожно-сомневающихся), циклоидных (синтонных, сангвинических), эпилептоидных (авторитарно-напряжённых). Или как полифоническое — у людей шизотипической, шизофренической природы. Когда говорю о здоровых выразительных (акцентуированных) характерах, предпочитаю общечеловеческие названия (что выше — в скобках) традиционным терминам с психиатрическими корнями — шизоидная или эпилептоидная акцентуации и т. п. [1-3, б, 8]. Независимо от конкретной структуры своего характера (личностного ядра) дефензивный человек обычно становится в ТТС всё более самим собою, опираясь на прочувствованную, порою глубоко изученную силу своей слабости, — вдохновенно-творческим собою во имя Добра, со светлым ощущением своей общественной полезности в традиционном духе подлинной российской интеллигенции.
45 лет повседневной врачебной работы с разнообразными и, прежде всего, дефензивными пациентами, изучение творчества дефензивов в истории мировой культуры убеждает меня в существовании высокой врождённой нравственности многих дефензивных людей, в их природной склонности к аналитически-гуманистическому мироощущению. ТТС нередко лишь помогает им развернуть плечи, развивая это богатство-наследство в себе. Ещё глубже становится в ТТС у многих свойственный природе дефензивов аналитический вероятностный прогноз — при всей тревожной неуверенности в себе (если, конечно, есть возможность предаться анализу и чувствам не спеша). Мы стараемся в ТТС проникнуться с дефензивными людьми убеждённостью в том, что отвечаем за свои слова и поступки, но не за мысли и чувства (в том числе, патологические, навязчивые) — выделено мной. — С. Д.. Исключение составляют верующие, не способные по своей религии согласиться с этим. Проникаемся в наших занятиях убеждённостью в том, что, согласно основам ТТС, нет самих по себе хороших и плохих, нравственных и безнравственных, характеров. Другое дело — конкретный человек с определённым любым характером. Это же самое — относится ко всем национальностям. И — ко всем религиям, не причиняющим безусловного зла человеку. Нравственное поведение для нас отвечает известному и из многих энциклопедических словарей древнейшему общечеловеческому «Золотому правилу» (не делай другим того, чего не хочешь, чтобы причиняли тебе). При этом, однако, люди с разными природными характерами, строго выполняя это правило, могут считать поступки друг друга безнравственными (вспомним, например, известную народную английскую балладу «Вересковый мёд»). Конечно же, открывается бездна трудностей в этой нашей работе. Но и бездна праздников. Принимая разнообразие характеров, самособойную, самобытную природу и жизнь каждого человека, прощаем человеческие слабости, но не прощаем откровенной безнравственности, наглости, хамства. При всем этом дефензивный человек может быть материалистом, идеалистом. Может быть целостным (характерологически) или мозаичным, даже разлаженным в своём переживании, вероисповедании.
Многие, многие дефензивные люди отличаются тягостным (внешне нередко малозаметным) чувством своей виноватости без действительной вины с точки зрения здравого смысла. Виноватость эта перед своим народом, природой, вообще перед людьми и миром, нередко проникнута въедливым самоанализом с безжалостными самоупреками, обострённой жалостью ко всем, кому несправедливо плохо (это могут быть и несчастные животные). Многие в ТТС приходят к трезвому образу жизни, основываясь, прежде всего, на нравственном нежелании участвовать покупкой и употреблением спиртного в алкогольном несчастье страны. Всё это в ТТС обычно легко и глубоко западает и в дефензивных здоровых людей, поскольку они несут, уже в природе своей души, предуготованность к этому и, благодаря нашим занятиям, по существу, повторяю, психотерапевтически развиваются в направлении своего добра людям. Пациенты и здоровые дефензивные люди в занятиях ТТС (иногда даже только благодаря чтению наших психотерапевтических пособий, подсказывающих им свой путь) утверждаются в том, что главнейшее для них в жизни (то, что истинно поднимает их над дефензивным страданием) — это подсказанное им их природой и психотерапией, терпеливое служение добром своей стране с её природой и культурой, служение близким, своим больным (если врач), своему народу, а то и Человечеству, Мировой Экологии. Понятно, что дефензивные люди разных характеров, разной душевной патологии имеют свои душевные особенности. Указанное выше составляет лишь общие их свойства. Дефензивные разные люди (замкнуто-углублённые, тревожно-сомневающиеся, шизотипические и т. д.) этими общими свойствами похожи друг на друга, как и агрессивные разного склада похожи друг на друга своими агрессивными свойствами. И те, и другие естественно сближаются своей дефензивностью или агрессивностью.
ТТС работает и за пределами медицины. Одесская школа ТТС подчеркивает «гуманитарно-культурологическую предназначенность» Терапии творческим самовыражением [11]. Новокузнецкая школа работает со здоровыми дефензивными детьми и государственно (по министерским программам) преподаёт ТТС школьным психологам и педагогам [6].
ТТС созвучна антропоцентрическая концепция казанского профессора-психиатра Анатолия Михайловича Карпова, в соответствии с которой сегодня гипертрофия материальных потребностей (Тело) способна изнутри метафорической русской матрёшки (Дух, Душа, Тело: Тело — в глубине матрёшки) разрушить социально-культурные (Душа) и духовно-нравственные (Дух) потребности [9, с. 17-18]. Матрёшка напрягается от гипертрофии материальности — в том числе, думается, от неуёмного, хотя и необходимого, технического прогресса во всех отношениях. В самом деле, не только жёсткие диски мгновенно сменили дискеты, но даже любовь в России превратилась для многих так быстро в материально-техническое занятие. Матрёшка напрягается, и уже пошли трещины. Под угрозой право, здравоохранение, культура, нравственность. Подобное происходит во всем мире, и сегодня всё это несравненно опаснее для Человечества, нежели раньше. Заметные трещины матрёшки — это глобальное потепление, засорение Космоса, охватывающая мир наркомания, СПИД и т. д.
Рассматриваем на экране с пациентами в группе творческого самовыражения «Чёрный квадрат» Малевича (1929). Как считают многие из наших пациентов, это есть философически-гиперматериалистическое окно «туда». Безысходно-беспросветное окно в напряжённо-чёрный Космос, зловеще-равнодушный к нам. Вот она — та зовущая в себя чернота, в которой каждый из нас был, пока не был зачат, и куда все мы уйдём по очереди, каждый в свой срок. То же будет и с Человечеством. Перед нами — шизотипически-полифоническая трагическая напряжённость-бездна. Ей содержательно противоположна религиозная Вера в бессмертную душу. К сожалению, многим дефензивным пациентам, по моему опыту, по причине их природной нерелигиозности, и трудно и даже неприятно думать о собственной безработно-голой вечной душе без тела, душе, плавающей в ином измерении, включённой в некий общий абстрактный Символ Духа. Однако предрасположенным к Вере дефензивам ТТС может серьёзно помочь найти именно свой путь к Богу [7, с. 540-549; 11, с. 157-208].
И ещё мы смотрели на экране картину Босха «Корабль дураков» (ок. 1490) — о том, как морально распущенное, пьянствующее, похабное Человечество тех времён на корабле без руля и ветрил, упоённо-увязшее в грехах и пороках, прямиком плывёт в Ад.
Всемирно известный российско-израильский психофизиолог профессор Иосиф Моисеевич Фейгенберг (автор концепции вероятностного прогнозирования) пишет мне в сравнительно недавнем письме (Иерусалим, 1 сентября 2007 г.): «Достройка силы человека (всякое научно-техническое усовершенствование Человечества — М. Б.) идёт не просто быстро, но и с сильным ускорением, а мораль, этика — практически не выше, чем во времена античности. Разрыв между ними быстро увеличивается. И за короткое время этот разрыв может достичь критического значения. Так что на «достройку» морали, этики отпущено мало времени. Мне кажется, что цивилизованное человечество быстро приближается к тому, что называют «точкой бифуркации» — точкой, предсказать дальнейшее развитие за которой в принципе невозможно. Оно может зависеть от каких-либо случайных (и вроде бы незначительных) событий. Далеко ли до этой бифуркации? Я этого не узнаю (в этом году мне уже будет 85), но боюсь, что это уже время начавшегося 21-го века; и нашим внукам придётся приблизиться к ней (к этому Злу, к этой Боли, — М. Б.) Надеюсь — не только приблизиться, но и предотвратить, осовременив этику человека. Новая мораль будет содержать много ограничений. Сильный человек не смеет делать многое из того, что он может сделать (что ему посильно)». См. также: Фейгенберг И. М. [13].
Быть может, я наивно надеюсь на то, что Человечество, стихийно самозащищаясь, генетически увеличит внутри себя рождаемость дефензивных людей. Это значит, что увеличится пространство дефензивного мироощущения, мироощущения с тяготением к духовному, нравственной ответственности перед людьми и миром. Мироощущение это, возможно, сделается заразительным, а значит, станет побуждать массы к подражанию дефензивам — бережному сохранению Природы, Культуры, станет побуждать к здоровому образу жизни, вообще к приобщению к культурным, духовным ценностям, переживаниям, уводящим от материального обжорства, переживаниям, по-своему обезвреживающим Великую Технику, Науку тревожным анализом и, если не тревожной нравственностью, то новой Моралью, о которой говорит Фейгенберг.
Существует разница между нравственностью и моралью. Нравственность врождённа, мораль предписана. Высоко нравственных людей, способных на самопожертвование во имя добра, сравнительно мало. Они остаются нравственными и в самом отчаянном положении, когда другие, казавшиеся прежде вполне нравственными, теряют своё лицо. Высокая нравственность сродни «нравственному инстинкту» (известному из зоологии). Например, инстинкту птицы, как бы соблазняющей врага поймать её — только бы увести подальше от гнезда с птенцами. В то же время можно, как знаем, быть безнравственным человеком, твёрдо выполняя моральный кодекс и даже строго наказывая кого-то за нарушение этого кодекса, — дабы преуспеть в жизни. Нравственный человек — это не тот, кто просто уступил место в автобусе старушке, а тот, кто, сочувствуя старушке, замучается, если этого не сделает. Высокая (не воровская) мораль основывается на разуме и этом самом нравственном чутье, присущим многим дефензивным людям. Психиатр-психотерапевт повседневно, по долгу службы своими (не экспериментальными) душевными приёмами и обобщением исследует эти нравственные чувства у пациентов и здоровых людей, с которыми имеет дело. Опытом своей врачебной жизни, повторю, убеждён, что высоко нравственные люди разных характеров несравненно чаще встречаются среди дефензивных (больных и здоровых), нежели среди агрессивных, практичных, амбициозных. К сожалению, дефензивов (по причине их неуверенности в себе, тревожного чувства ответственности и т. п.) редко заманишь властвовать, да они и не умеют, это не их удел. И в компенсации, и в хорошей ремиссии, и в практическом здоровье — они всё же непрактичны, часто застенчиво съёживаются при грубых прикосновениях к ним. Остаётся правителям, начальникам с глубоким вниманием изучать нравственность нравственных дефензивов (даже самых простых из них своей должностью и занятиями), изучать их взгляды на текущую жизнь и советы обществу. И, конечно же, изучать разнообразное творчество известных высоко нравственных дефензивов — учёных и художников (в широком смысле), нынешних и ушедших. С углублённым уважительным вниманием следует прислушиваться к таким, по-гамлетовски нерешительным в отношении агрессии, но решительным в отношении продуманного добра, застенчивым мудрецам прошлого, настоящего и будущего, как, к примеру, Дарвин, Белинский, Клод Моне, Чехов, Павлов, Сахаров, Лихачёв.
Терапия творческим самовыражением Ещё важно помнить следующее. Зловещая сложность того, о чём говорю, состоит и в том, что опираться в своих интересах на обострённую нравственность дефензивов могут и безответственные агрессивные люди, как, например, случилось это у нас во времена Октябрьской революции и последующего террора, в значительной мере опиравшихся на российскую дефензивную классику [5, с. 757-767]. Вспомним и Робеспьера, влюблённого в книги Руссо.
«Чёрный квадрат» втягивает нас в себя. Верующие учёные, бывает, веруют как бы и не в Бога, а в Высшую Целесообразность, которая уж как-нибудь вытянет Человечество из грядущей беды. Им не страшна точка бифуркации. Учёным же с естественнонаучным, дарвиновским, складом души, весьма тревожно.
Только бы подольше продержаться в стороне от этого чёрного окна. Если не каждому из нас подольше продержаться, то Человечеству, которого мы песчинки, а значит, всегда с ним вместе, пока оно есть. Даже если нас уже нет. Способствовать тому, чтобы подольше продержаться, серьёзно поможет, кроме всего прочего, то бескорыстное общественно-полезное дело, которое вершат внешне тихие, вдумчивые, застенчивые, совестливые, тревожные, не уверенные в себе, влюблённые в свой народ, в свою Природу и Культуру — высоконравственные дефензивы. Может быть, недаром русский психиатр Иван Алексеевич Сикорский в 1900 г. отметил, что эти люди являют собой «одну из ступеней идеальной эволюции человека» [12]. Мы толком не знаем, насколько серьёзно может способствовать нашему спасению воспитывающее нас сложившееся, зрелое мироощущение этих тревожно сомневающихся людей. Многие из них нуждаются в психотерапевтической помощи, которая должна стать для них и общественной, оберегающей их психотерапией.
Не так давно на одной из наших конференций физиолог Мария Александровна Рожнова, вдова профессора Владимира Евгеньевича Рожнова, сказала, что в наше время, по необходимости, всё отчётливее звучит положение-пожелание: «Человек человеку психотерапевт». Профессор Виктор Викторович Макаров сегодня утверждает следующее: «Миссию современной психотерапии можно сформулировать триадой: развитие — предупреждение — лечение. Данная триада приложима к отдельному человеку, группе и обществу в целом» [10, с. 31]. Всё это, по-моему, непосредственно касается и нашей Терапии творческим самовыражением в отношении к дефензивным людям.
Список литературы
1. Бурно М. Е. Терапия (профилактика) творческим самовыражением в психотерапевтических амбулаториях (поликлиника, диспансер), стационарах, кабинетах социально-психологической помощи, в санаториях и домах отдыха, в антиалкогольных клубах, «группах риска» (в отношении пьянства и алкоголизма), в клубах трезвости: Методические рекомендации Минздрава СССР.-М.: МЗ СССР, 1988. -27 с.
2. Бурно М.Е. Трудный характер и пьянство: Учебно-методическое пособие. -Киев: Выща школа, 1990. -177 с.
3. Бурно М. Е. О характерах людей (психотерапевтическая книга). -2-е изд. - М.: Академический Проект, 2005. -608 с., ил.
4. Бурно М, Е.Терапия творческим самовыражением. 3-е изд., испр, и доп. - М.: Академический Проект, 2006. -432 с. + 32 с. цв. вкл.
5. Бурно М. Е. Клиническая психотерапия. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Академический Проект; Деловая книга, 2006. -800 с.
6. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением (ПС) в практической психологии и педагогике // Психотерапия. -2007. -№ 9. -С. 13-17.
7. Бурно М. Е., Добролюбова Е. А. (ред.). Практическое руководство по Терапии творческим самовыражением. - М.: Академический проект, ОППЛ, 2003. -880 с. ил.
8. Истомина Е. В. Деонтологическое поведение стоматолога-ортопеда в зависимости от характерологических особенностей пациентов: Автореф. дисс. на соискание уч. Степени к.м.н. -М., 2007. -24 с. 9. Карпов А. М. Самозащита психического здоровья. Образовательно-воспитательные основы профилактики и психотерапии зависимостей. - Казань: Отечество, 2005. - 48 с.
10. Макаров В. В. Миссия психотерапии: сегодня и завтра // Психотерапия в Российской Федерации: миссия выполнима! (ред. И. А. Чеглова, сост. В. В. Макаров) -М.: ОППЛ, 2006. -С. 27-31.
11. Поклитар Е. А., Раскмна М. А. (ред.). Избранные труды Одесской школы Терапии творческим самовыражением. -Одесса: Астро-принт, 2007. -232 с.
12. Сикорский И. А. Ненормальные и болезненные характеры // Сборн. научно-лит, статей по вопросам общественной психологии, воспитания и нервно-психической гигиены: в 5 кн. Кн. 3. -Киев, Харьков: Южно-русское книгоиздательство Ф. А. Иоган-сона, 1900. -С. 70-99,
13. Фейгенберг И. М. Человек Достроенный и биосфера // Вопросы философии. -2006. -№ 2. -С. 151-161.
Опубликовано на сайте Поле надежды (Afield.org.ua) 23 июня 2010 г.