Графика и живопись

        Терапия графикой, живописью возможна и без помощь уроков специалиста-художника, потому что цель этого занятия — не в создании истинных произведений искусства, а в стремлении выяснить, подчеркнуть свою индивидуальность, хотя бы время от времени, в том числе и с помощью карандаша, фломастера, кисти. Известный в психотерапии, психологии проективный рисунок служит для другого — для выявления конфликтов, проблем преимущественно невротического пациента [Кабанов М. М., Личко А. Е, Смирнов В. М., 1983, с. 246].
 

       Некоторые "механизмы"терапии графикой, живописью
 

        1. Рисование (например, карандашом, фломастером в карманную записную книжку) может быть так же доступно пациенту в любом месте, как и запись в книжку, и приносит нередко такое же мгновенное симптоматическое смягчение душевной напряженности, связанное прежде всего с опорой на свою духовную особенность, намеченную, всплывшую, засветившуюся в рисунке.
 

        2. Постоянно рисующий пациент невольно, по привычке уже, приглядывается к краскам и линиям вокруг (вот бы это нарисовать!) и таким образом постоянно целебно выясняет, подчеркивает свою духовную индивидуальность созвучным ему и "привязывается" крепче к окружающему.
 

        3. Этому более тесному "привязыванию" к жизни особенно способствует писание красками, смешивание красок, обостряя, "поджигая", "воспаляя" (сколько это возможно) нередко блеклую чувственность дефензивных пациентов.
 

       4. Лечебно-творческий рисунок в группе на заданную тему (например, "Дом, двор моего детства") дает возможность сразу же, через несколько минут рисования, в выставленных вместе рисунках увидеть каждого члена группы в его рисунке и яснее — себя самого через сравнение с другими.
 

       5. Бывает, попытки рисования, живописания не дают серьезного терапевтического эффекта, но, высвечивая индивидуальность, оживляют иные целебные творческие способности.