Творческая фотография

        Творческая (художественная) фотография в отличие от ремесленнической есть выявление, отражение в снимке душевной особенности фотографирующего. Камерой художник-фотограф отбирает свое, помогающее понять себя, испытывает вследствие этого вдохновение-отреагирование.

        Снимать следует не то, что принято, не то, что просто вокруг, а то, что уже в душе.

        Лишь вдохновение даст тот невидимо-тончайший поворот, угол съемки, что высветит душу снимающего.
 

        Некоторые "механизмы"терапевтического фотографирования

       1. Художественная фотография отличается от живописи тем, что, сдерживая, ограничивая художника объективом, не дает размахнуться фантазии или хотя бы поменять местами два дерева. Но в этой документальности содержится особенный терапевтический момент. Тяга инертных, дефензивных пациентов к истории, прошлому семьи, традициям, всему тому, с чем так трудно расставаться, удовлетворяется здесь целебно именно фактом документальности (например: "а кофту эту умершей уже бабушке купили тогда в Даниловском универмаге"). И уже наперед пациент с камерой в руках чувствует себя в некотором роде серьезным летописцем, о снимках которого скажут когда-нибудь хотя бы его правнуки: а ведь здесь ничего не придумано, все точно так и было целых сто лет назад. Нашим пациентам основательно помогла прочувствовать этот терапевтический момент книга С. А. Морозова.
Когда сейчас, в тысячный раз, смотрим в этой книге, например, фотографию М. Дмитриева "В «голодный год». Общественная столовая (Н. Новгород, 1892)" с настоящими (не нарисованными) крестьянами с блестяще-голодным и исподлобья взглядами в сторону фотографа, то снова ежимся от того, что вот это все так точно и было. Таким образом, "ограниченность" художественной фотографии диалектически оборачивается ее преимуществом над живописью.
 

(...)

        4. Прочувствовав по-своему с помощью фотографии знакомые деревья, дома, заборы и т. д., пациент острее тянется теперь ко всему этому, подробнее, эмоциональнее привязывается к жизни. Так, Е., 48 лет, полюбил старое горбатое дерево за своим окном только после того, как снял его, и в снимке ощутил, осознал свое теплое к нему отношение. Горбатое дерево "сделалось родным".


       5. Постоянно фотографируя, пациент и без фотоаппарата в руках со временем по привычке начинает смотреть вокруг по-своему, невольно терапевтически ищет созвучное ему, например, в природе.


       6. Многие увлеченные фотографией пациенты, вынужденные (нет условий и времени) отдавать печатать снимки в фотолабораторию, рассказывают, что это почти постоянное затаенное ожидание дня получения снимков, тлеющее в душе,временами разгораясь, целебно поддерживает-поднимает их месяцы и годы. Пациент, среди профессиональных дел и домашних забот ожидающий встречи со своими снимками, в сущности, ждет встречи с самим собой, целебно проясняющей его расстроенное настроение схваченной в снимках собственной душевной определенностью-самобытностью.
 

       7. Слайды и фотографии растений, птиц, валунов и т. д., ограничивая все это рамками кадра, помогают всмотреться в это природное и теперь уже личностно преломленное и сообщают тем самым этим предметам, явлениям природы особую целебную прелесть. Нередко не заметишь в природе, что какой-то скромный цветок, окруженный пышным разноцветьем, так прекрасен, а на слайде в темноте вечера это
видно. И вот пациент, обогащенный слайдом этого цветка, уже и в природе видит теперь его по-новому, с известным терапевтическим тяготением к нему.