Аутистическое отношение к природе

          Дефензивным аутистам  нередко свойственны сложно-символические, философические отношения с природой, порою с мистическим мотивом. Целебное (именно в этом шизотимно-символическом духе) воздействие природы на человека описано в повести Г. Гессе "Курортник". Писатель, измучившийся на богатом курорте мещанской обстановкой, людским шумом, собственным невольным напрягающим душу стремлением под это подладиться, спешит в укромный уголок гостиницы к двум хозяйским куницам в клетке. Эти "облеченные в мех дивные творения божественной мысли", усиленно втягивающие воздух "розовыми носиками" с "их острым первозданным запахом хищников", успокаивали писателя, убеждали "в нерушимом существовании всех планет и неподвижных звезд, всех пальмовых рощ и девственных лесов и рек". Нередко для дефензивного аутиста природа (притом дикая, не садовая природа) — самое высокое на свете. Ему одиноко с людьми, но не одиноко с природой, она ему помогает по-своему, отвлеченно-архитектурно и в то же время горячо, ощутить таинственную гармонию мира, вселенной и место свое в этой гармонии. У Байрона в "Паломничестве Чайльд Гарольда" (перевод К. Н. Батюшкова):
      

"Я ближнего люблю, но ты, природа-мать,

Для сердца ты всего дороже!"


        Дефензивным аутистам с философически-космическими переживаниями (например, в виде грозного высокого неба на слайде) ближе естественно-земных пушкинских, кольцовских описаний природы лермонтовское: "Ночь тиха. Пустыня внемлет богу, и звезда с звездою говорит". Или тютчевское: "Певучесть есть в морских волнах, гармония в стихийных спорах...".
        Созвучны им и произведения о природе японских поэтов писателей (Басе, Сайкаку, Кавабата) и художников (Эни, Сэссю, Кано Мотонобу, Тохаку, Хокусай, Хиросигэ), произведения наших писателей — Паустовского, Федина, Матевося-на. Общение со мхами и лишайниками, слушание пения экзотических птиц (с тонким восприятием в нем "птичьей .индивидуальности"), общение с мягко-утонченными уголками природы, искусственными в их нарочитой естественности -простоте (в духе дзэн), для шизоидов нередко ближе общения с обыкновенным одуванчиком и "душевной" дворнягой. Психэстетическая пропорция шизоида (Е. Кге15сптег), сообщающая ему вместе с чувствительностью (гиперэстетичностью) парциальную холодноватость (анэстетичность), объясняет нередкую тягу к холодной, неживой природе, к вселенским философическим переживаниям, как и к эстетизму в поэзии, живописи, порой к мистицизму. Так, у Бодлера сказано про кошек ("Кошки"; перевод И. Лихачева):

Покоятся они в задумчивой гордыне,

Как сфинксы древние среди немой пустыни,

Застывшие в мечтах, которым нет конца;

Крестец их в похоти магически искрится,

И звездной россыпью, тончайшей, как пыльца,

Таинственно блестят их мудрые зеницы.

 

         Характерная особенность отношения к природе дефензивных аутистов — это отвлеченно-аутистическое переживание природы как чувственно-земного воплощения великой мировой гармонии. И Торо, и Серая Сова (по-индейски — Вэша Куоннезин), и Швейцер (так глубоко созвучные этим пациентам) в своем самоотверженно-благородном, благоговейном преклонении перед живой природой шли не от практически-земной заботы о животных и людях как конкретных земных существах, а от аутистически-одухотворенной, гиперэстетически-горячей идеи — гармонии добра. Однако благородный дух этой нежно-нравственной глубинной веры трогает даже прямолинейно-трезвых дефензивно-эпилептоидных пациентов, по роду своей профессии (охотники, лесорубы) нарушающих природу, побуждает их к возможно бережному общению с природой.
      Когда смотрим в группе слайды природы, снятые дефензивными синтониками и аутистами, то (при всем том, что всюду здесь звучит тревожность) различие видно довольно ясно. Аутистическая хрупкость, сенситивность, охранительная закрытость в себя от грубых человеческих прикосновений с тонким одухотворением цветов, трав, деревьев, камней, таких духовно-внутренне живых, что человек не нужен рядом. И синтонное — красочное, по-земному нежное, одухотворенное жизнелюбие с ясным желанием поделиться с людьми своим восторгом. Из каждого слайда как бы руки протянуты, тепло и сердечно....