Синтонное отношение к природе

         Дефензивным синтоникам  свойственно естественное отношение к природе без противопоставления себя ей, часто с трезво-духовным, уютно-солнечным, сердечно-нежным или чувственно-гурманистичес-ким растворением в природе. Они мягко тянутся к живым краскам природы, предпочитая, однако, естественное в ней (например, простые полевые цветы элегантно-садовым, лопоухую дворнягу карликовому пинчеру в телогрейке). Синтоникам нередко по душе непроходимые леса и болота, "красота таких уединенных мест с ее дивным безыскусственным зодчеством". Они нередко выказывают умную, покорно-естественную доверчивость к природе, о которой так точно сказано в статье Гёте "Природа" (1783): "Она ввела меня в жизнь, она и уведет. Я доверяю ей" (перевод А. И. Герцена).
         Синтоникам близки земные, чувственно-осязаемые, без углубленного нравственного анализа (в толстовско-чеховском духе) описания природы Карамзина, Пушкина, Гончарова, С. Т. Аксакова, Тургенева, Лескова, Гаршина, Майкова, Полонского, А. К. Толстого, И. С. Никитина, Мамина-Сибиряка, Куприна, Шолом-Алейхема, Есенина и современных писателей — Распутина, Астафьева, Думбадзе, Айтматова. Вообще в восприятии природы синтониками (даже в тревожном спаде настроения) немало сочно-здорового. Одинокая пациентка А., 49 лет, радостно-гордо передала слова соседки о ее цветах в горшках: "Они у вас, как здоровые дети, которые очень хорошо едят". В пейзажной живописи им близки полнокровие земных красок фламандских мастеров, задушевно-печальная, уютно-жизнелюбивая естественная мягкость Саврасова, Левитана, Юона, А. Рылова, Грабаря, Н. Ромадина.
         Трезвость, практичность дефензивных синтоников в их отношениях с природой состоят в том, что нередко они с наслаждением охотятся, тогда как психастеники не способны к этому из жалости к теплым живым существам.
        Синтоникам (как и психастеникам) обычно созвучно сказочно-языческое отношение к природе в духе народных сказок, картин В. Васнецова, Н. Фомичева. Но сказочно-языческие, проникнутые сложной символикой произведения А. Ремизова ("Сказки: Посолонь") гораздо созвучнее дефензивным шизоидам и полифонистам.